Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Г.Коваль, Символы спасения из истории флагов и знамен российских добровольных обществ

Опубликовано 18.11.2015

О флагах и знаменах общественных организаций дореволюционной России ныне известно немно­гое. Это одна из малоизученных областей отечест­венной вексиллологии - геральдического искусства со­здания знамен и флагов.
Кому-то, конечно, не жаль, что мы утратили память об этой частице былых времен. Однако то были слав­ные времена, когда граждане России впервые в ее истории создали активно действующие обществен­ные организации помощи ближнему и весьма преуспе­ли в осуществлении своих планов: развернули доста­точно широкое народное движение для противодей­ствия пожарам, спасения утопающих на воде и помо­щи раненым и увечным. 

Г.Коваль, полковник, старший преподаватель кафедры оперативного искусства Академии гражданской защиты МЧС России, член-корреспондент Всероссийского геральдического общества

Символы спасения из истории флагов и знамен российских добровольных обществ

Данные цели они пытались от­разить в символах этих обществ, а опирались при том на достигнутые ранее успехи создания в России госу­дарственных, ведомственных, полковых и прочих фла­гов и знамен. Еще недавно вексиллология в России, мягко говоря, не приветствовалась. Теперь же каждая российская область и даже большинство районов, как и везде в Ев­ропе или Америке, обзавелись собственными флагами. То же касается государственных и общественных струк­тур. Это и неудивительно. Удачно построенные флаги и гербы не только поднимают престиж обладателей, но и придают им большую уверенность в себе и своих воз­можностях. Прежде всего флаги являются символа­ми, чрезвычайно мощными с точки зрения психологии, влияющими на подсознание и способствующими мо­ральному сплочению людей вокруг какой-либо идеи и цели. Люди осознали эту истину с древнейших времен, поэтому еще тогда с разной степенью успеха начали ис­пользовать разнообразные знаки и сочетания цветов.
В этом плане мы идем по стопам предков. Надо надеяться, что их опыт будет использован и в гераль­дике МЧС России. 


Флаги и знамена добровольных обществ спасания на водах
3 июля 1871 года при Морском ведомстве было создано Об­щество подания помощи при ко­раблекрушениях, переимено­ванное впоследствии сначала в Общество спасания на водах (1880 г.), а затем - в Император­ское российское общество спа­сания на водах (1892 г.). О его истории автор данной статьи уже рассказывал в журнале «ОБЖ»(№Ю-2003г.).
Обществу подания помощи при кораблекрушениях был присвоен особый флаг, рисунок которого был «высочайше» утвержден 29 мая 1872 года. Флаг представлял собой прямоугольное двусторон­нее полотнище белого цвета. От­ношение ширины флага к его длине - 2 : 3. В центре его располагался греческий крест красно­го цвета, а за крестом перекре­щивались два синих якоря, ко­торые символизировали и синий Андреевский крест российского флота. На оборотной стороне фла­га воспроизводилась его лицевая сторона в зеркальном отражении. В «Первом годовом отчете Об­щества подания помощи при ко­раблекрушениях», составленном в 1873 году, отмечалось: при вы­боре рисунка флага Главное правление общества исходило из того, что «...белый флаг, полу­чивший в международном праве значение парламентерского» со­ответствует «высокочеловеко­любивой цели общества и между­народному значению спасатель­ных лодок, тем более, что вошед- ший в высочайше утвержденный знак красный крест был во вре­мя последней войны признава­ем воюющими сторонами зна­ком, отличающим лиц, посвя­тивших себя спасению жизни ра­неных. Равным образом флаг этот вполне олицетворял основ­ную цель общества в мирное вре­мя, наиболее мог бы содейство­вать признанию общества нейт­ральным во время войны». В связи с переименованием в 1892 году Общества спасания на водах в Императорское рос­сийское общество спасания на водах несколько изменился и его флаг, новый рисунок которо­го был «высочайше» утвержден 31 марта 1894 года. Он отличал­ся от прежнего только тем, что в центре греческого красного креста располагалась большая императорская корона золотис­того цвета. Флаг вывешивался на здани­ях Главного, окружных и мест­ных правлений, на спасатель­ных станциях, а также подни­мался на спасательных судах (шлюпках) общества. В связи с тем что Финляндия была самоуправляющимся ве­ликим княжеством в составе Российской империи, свой флаг («высочайше» утвержденный 15 февраля 1899 года) заимело и Финляндское общество спаса­ния на водах. Он представлял собой прямоугольное двусторон­нее полотнище белого цвета. От­ношение ширины флага к его длине - 2 : 3. В крыже флага (т.е. в левом верхнем его углу) располагался квадрат белого цвета, в центре которого находился красный греческий крест. За крестом - два якоря синего цвета, накрест положенные. То есть, то был знак, изначально присутствовавший на флаге об­щества всероссийского.
Имели собственные флаги и не­которые спасательные станции. Так, приказом по Морскому ве­домству № 88 от 3 июля 1895 го­да для спасательной станции на острове Новая Земля был уста­новлен особый флаг. Правда, от флага Общества спасания на во­дах он отличался лишь тем, что не имел короны, а ближе к лево­му верхнему его углу располага­лись красные буквы «М.В.Д.» (Министерство внутренних дел).
После 1917 года

Флаги и знамена спасательных обществ России (см.в полном масштабе)

Интересно отметить, что и сам флаг общества как таковой, и символ, расположенный на нем, оказались настолько удач­ными, что использовались и по­сле революции 1917 года. Со­ветское Общество спасания на водах (ОСВОД), согласно декре­ту ВЦИК о флагах и вымпелах, долгое время работало под доб­рым старым флагом, где корону заменили буквами «СССР», располагавшимися на концах красного креста. Существовал и флаг спаса­тельных судов и учреждений, который по своей структуре вос­производил флаг Финляндского общества спасания на водах, но был красный, а на эмблеме в бе­лом квадрате, размещавшемся в крыже флага, якоря стали то­же красными.
Мало того, когда в 1970 году утверждались новые эмблема и флаг советского ОСВОДа, на них остался прежний символ, разве что красный крест теперь был на белом круге с каймой, стилизованной под корабель­ный штурвал, за которым и пе­рекрещивались синие якоря. Весьма любопытно, что, со­гласно уставу общества, новый флаг был голубого цвета, а в центре его размещалась бело-оранжевая круглая эмблема («спасательный круг») с надпи­сью «ОСВОД РСФСР» и выше­описанным символом, однако на практике сплошь да рядом употреблялись полотнища с той же эмблемой, но не голубые, а белые. Немало ветеранов ОС­ВОДа рассказывают, что они всегда считали своим флагом белый и так никогда и не уви­дели над своими спасатель­ными станциями голубой. Этот парадокс, конечно, мож­но объяснять халатностью или невнимательностью мно­гих активистов ОСВОДа, но, скорее всего, просто очень уж живучей оказалась традиция - флаг ведь прежде всегда был белый, с чего это он вдруг «поголубел»?! Кстати, синий и голубой цвета в европейской гераль­дике испокон веков означают не воду, а небо и воздух; бе­лый же (цвет серебра) симво­лизирует чистоту помыслов. Поэтому активисты ОСВОДа, не принявшие голубой флаг, даже с чисто геральдической точки зрения не ошибались. И ныне старый историчес­кий знак на эмблеме ОСВОДа России присутствует. Однако разбрасываться наработками предков стало так модно, что его опять подвергли основа­тельной модификации. Пере­крещенные якоря стали чер­ными и обросли большим ко­личеством избыточных эле­ментов в виде того же штурва­ла - не сразу и поймешь, что это действительно якоря. Та­ким образом, знак (хотя это может быть и чисто субъек­тивное впечатление) перестал быть значащим символом, пре­вратившись просто в рисунок. Возможно, это и к лучшему, ибо после этого каждый волен обратиться к данному испы­танному временем геральди­ческому знаку и дать ему но­вую жизнь. Думается, преж­де всего сделать это может ге­ральдическая служба МЧС России. Такова история этого чрез­вычайно удачного флага и еще более удачного символа спасения людей на воде.

Флаги и знамена добровольных пожарных дружин, команд и обществ до 1917 года
На страницах журнала «ОБЖ» (№ 10 - 2003 г.) ав­тор этой статьи уже рассказы­вал об истории Соединенного российского пожарного общест­ва. Правда, просим читателей извинить нас за коварную ошиб­ку, которая вкралась в тот ма­териал. Из-за опечатки в рукопи­си получилось, что это пожар­ное общество было основано в не существовавшем в XIX веке Уль­яновске, отчего решили, что име­лось в виду прежнее название этого города - «Симбирск». На самом же деле истоки Всерос­сийского добровольного пожар­ного общества лежат не в Сим­бирске и, конечно же, ни в каком не Ульяновске, а в деревне Улъ-яновке - имении графа Шереме­тева. Там этот энтузиаст пожар-но-спасательного дела на свои средства основал и обучил образ­цовую пожарную команду, а за­тем организовал такую же и в своем имении Высокое. 17 мая 1893 года в этой самой Ульяновке в присутствии пред­ставителя Министерства внутрен­них дел России состоялось тор­жественное открытие действий Соединенного российского по­жарного общества. Здесь же про­шла церемония освящения его знамени, поднесенного обществу одним из его основателей и пер­вым его председателем - выше­названным графом Александром Дмитриевичем Шереметевым.
После 1917 года

Флаги и знамена спасательных обществ России (см.в полном масштабе)

Еще до вручения знамени об­ществу его описание было при­ведено в иллюстрированном жур­нале «Пожарный» в статье «Зна­мя Соединенного Российского По­жарного Общества». Полотнище знамени имело форму квадрата и было изготовлено из «белой шелковой материи с вышитым на ней золотым венком, в сере­дине которого изображены две соединенные руки как символ единения. Венок окружает над­пись, составляющая девиз обще­ства: «БОГУ ХВАЛА, ЦАРЮ СЛАВА, ближнему ЗАЩИТА.». Само зна­мя окаймляет со всех четырех сторон полоса красной шелковой же материи с надписью на ней: «СОЕДИНЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ПО­ЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО.» . Дубовое древко знамени заканчивается вверху вызолоченным копьем, из-под которого спускаются вниз перевязанные бантом две синие шелковые ленты с надписями: на одной - «17 мая», на другой -«1893г.». Имели свои знамена и добро­вольные пожарные общества, дружины и команды, являвшие­ся действительными членами Со­единенного российского пожар­ного общества. Еще на первом съезде русских деятелей по по­жарному делу, торжественное от­крытие которого состоялось 14 июня 1892 года в Санкт-Петер­бурге в здании Технического об­щества, были представлены зна­мена 22 добровольных пожарных обществ. В 1905 году Главный совет Со­единенного российского пожар­ного общества исходатайствовал «высочайшую милость» для по­жарных обществ, дружин и ко­манд, которым исполнялось в том году 25 лет, право укреплять на древках их знамен особый знак с вензелевым изображением «Име­ни Его Императорского Величест­ва». В циркуляре Главного сове­та общества № 289 от 7 августа 1895 года подчеркивалось, что: «Объявляя о таковой Монаршей милости по Соединенному Рос­сийскому Пожарному Обществу, Главный совет предлагает чле­нам последнего входить с пред­ставлениями о награждении та­ковыми знаками заблаговремен­но до наступающего двадцатипя­тилетнего юбилея, не позже как за полгода до истечения срока». Здесь же прилагался рисунок знака и его описание. На знаке, имевшем форму овала, «на сере­бряном поле золотое вензелевое изображение Имени Государя Императора под Императорскою короною, под ним золотые же да­ты основания общества и год юби­лея, ниже в эмалевых красках герб губернии ». Первым такой знак получило Псковское пожарное общество. Позже такие знаки вручались по­жарным обществам и ко дню 35-летних юбилеев. Пожарным обществам ко дню их 25-летних или 35-летних юби­леев необходимо было «представ­лять в двух экземплярах проекты рисунков подобных знаков», при­менительно к установленному ра­нее образцу.
25 июня 1896 года в Нижнем Новгороде открылся II Всерос­сийский съезд пожарных и стра­ховых деятелей. В период его ра­боты (с 25 июня по 1 июля) Глав­ным советом Соединенного рос­сийского пожарного общества бы­ла организована Пожарная вы­ставка, которую посетили импе­ратор Николай II с императри­цей Александрой Федоровной. Впоследствии, 28 февраля 1897 года, Главный совет Соединенно­го российского пожарного обще­ства «исходатайствовал Всеми­лостивейшее соизволение Госу­даря Императора на прибивку к древкам знамен, находившихся при встрече их Величеств в По­жарном павильоне, знака с вензе­левым изображением Имени Его Императорского Величества».

Знамя для пожарных дружин
На V съезде Императорского российского пожарного общества (наименование «Императорское» присвоено 30 апреля 1898 года), проходившем 5-7 августа 1906 го­да в Пскове, было принято реше­ние поручить Главному совету об­щества разработать «по составлен­ному им образцу, чертеж нормаль­ного знамени для пожарных ор­ганизаций, входящих в состав дей­ствительных членов названного общества ». Проект рисунка этого знамени, разработанный Главным советом общества, был утвержден его председателем 15 мая 1907 го­да, о чем было доведено до сведения членов общества циркуляром от 14 июля 1907 года.
Здесь же помещался рисунок лицевой и оборотной сторон зна­мени (нормального образца) и его описание, в котором сказано: «Се­редина знамени из красной ма­терии, с углами из голубой, кай­ма из белой материи, с оторочью из красной. Вышивка - золотом или желтым шелком. На правой стороне знамени, в середине -герб губернии; по углам - отличи­тельные знаки Императорского Российского Пожарного Общест­ва; по борту - надпись (такое-то пожарное общество), год основа­ния. На левой стороне: в середи­не - отличительный знак Импе­раторского Российского Пожар­ного Общества; по углам - на­чальные буквы наименования об­щества и по борту надпись: «БОГУ ХВАЛА, ЦАРЮ СЛАВА, БЛИЖНЕМУ ЗАЩИТА» и год освящения зна­мени. При знамени - древко с зо­лотым навершием и двумя лента­ми, красной и синей». Пожарным командам реко­мендовалось «заказывать знаме­на в местных золотошвейных ма­стерских или же в женских мона­стырях». Вышеназванную красно-синюю расцветку этого знамени - красное в центре и синее по углам - мы ви­дим и в наше время на флаге Всерос­сийского добровольного пожарно­го общества, хотя вместо четырех синих углов осталось только два.

Флаги Красного Креста
18 мая 1867 года в России было создано Общество по­печения о раненых и больных воинах, переименованное 20 ию­ля 1879 года в Российское обще­ство Красного Креста. Общество имело особые флаг и нарукавную повязку, установ­ленные Женевской конвенцией 1864 года. Флаг и повязка, в со­ответствии с Конвенцией, состо­яли из красного креста на белом фоне. Эта эмблема была приня­та с определенной целью: обеспе­чить защиту тем, кто был ранен во время военных действий, и тем, кто ухаживает за ними. Красный крест на белом фоне как отли­чительная эм­блема для обо­значения всех медицинских формирований была избрана на Женевской конвенции «из ува­жения к Швейцарии» - стране, где было основано движение в пользу защиты раненых и боль­ных и где была созвана конфе­ренция. Эмблема, следователь­но, была образована путем об­ратного расположения цветов швейцарского флага (красный крест на белом фоне вместо швейцарского белого креста на красном), а кроме того (сумми­руем высказывания доктора Пирогова, Нансена и др.), воль­но или невольно получилась та­кой, что символизировала чис­тоту медицинского халата и пе­ревязочных материалов вместе с пятнами крови на них, неся на себе при этом один из глубо­чайших символов сострадания - крест, на котором распинали приговоренных. То есть, она имела чисто геральдический ха­рактер, без какого-либо рели­гиозного смысла. А если толковать иначе, то все равно - далее у мусульман распятый на крес­те Христос считается святым пророком, предтечей Мухамме­да (Магомета).
Несмотря на это, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Оттоманское обще­ство помощи раненым все-таки заменило красный крест крас­ным полумесяцем. Российско­му верховному главнокомандо­ванию пришлось принять сей факт и отметить в своих распо­ряжениях: «Ввиду этого во вре­мя войны... приказом... Главнокомандующего велено стро­жайше соблюдать неприкосно­венность турецкого белого фла­га с красной луною». Эта эмблема с тех пор была принята рядом стран исламско­го мира - в основном теми, что входили ранее в Турецкую импе­рию. В других мусульманских державах полумесяц не спешил привиться. Мало того, Иран, из­давна бывший на ножах с Тур­цией, отверг как крест, так и ту­рецкий полумесяц и стал поль­зоваться знаком льва и солнца -символом, фигурирующим на иранском монархическом гер­бе, но для общества попечения о раненых и больных - окрашен­ным в красный цвет и положен­ным на белый фон. Эти два новых символа -красный полумесяц и красный лев на фоне солнца - были при­знаны Дипломатической кон­ференцией 1929 года. Более по­здние предложения учредить и другие эмблемы встретили от­каз, так как большинство госу­дарств и движение в целом осо­знали, что множественность знаков неизбежно снизит их за­щитную ценность - какой-то до­бавочный знак солдаты могут и не припомнить, да и психологически им будет трудно вос­принимать его как символ од­нозначного нейтралитета в усло­виях военных действий. Напри­мер, как справедливо отмеча­лось в то-время в материалах конференций, «этак и красная свастика на белом фоне могла бы формально сойти за нейт­ральный знак помощи раненым, однако какой солдат пострадав­шей от нацизма коалиции бу­дет готов признать ее тако­вым? », и « столь же сомнитель­ным с этой точки зрения будет любой символ, несущий наци­ональный или политический смысл, для какой-либо проти­воборствующей стороны».
Наиболее известна неудач­ная попытка государства Изра­иль, который намеревался обес­печить признание красной Звезды Давида в качестве эмб­лемы национального общества помощи раненым и больным. Правильно сделал Иран после установления там республики: в 1980 году эта страна отказа­лась от использования «Крас­ного Льва и Солнца" и не на­стаивала на введении какого-либо нового символа вместо уп­раздненного. Так что в настоя­щее время существуют лишь две отличительные эмблемы. Тем не менее попытки вернуть­ся к использованию только од­ного универсального знака не увенчались успехом.
Ныне на флаге Российского общества Красного Креста и Красного Полумесяца оба знака присутствуют одновременно.