Начальник лаборатории радиационных исследований и охраны окружающей среды Национального научного центра "Харьковский физико-технический институт" Александр Мазилов рассказал почему взорвался Чернобыль и как выжить в зоне высокой радиации.
- Александр Валентинович, как вы попали в Чернобыль?
- В адрес нашего института пришла телефонограмма, где было сказано, что для работы по ликвидации последствий аварии требуется специалист по дозиметрии и защите, с высшим образованием, имеющий опыт работы по специальности не меньше 10 лет. Я по всем параметрам, кроме состояния здоровья, проходил, и выбрали меня.
- А медицинскую проблему как решили?
- Этот вопрос удалось обойти.
- Так хотелось поучаствовать в ликвидации аварии?
- Я - физик, и у меня, кроме всего прочего, был большой профессиональный интерес к тому, что там произошло и почему. Хотелось понять причины катастрофы - ведь никакой правдивой информации не было. Надо сказать, украинские институты, в том числе и наш, чернобыльской аварией мало занимались. Конкуренция была большая с 1986 года и продолжается сейчас. Прежде всего были задействованы крупнейшие российские центры. Комплексная экспедиция при Институте атомной энергии имени Курчатова была организована в 1986 году, и тот невероятно огромный объем работы, который она выполнила, по характеру и результатам не сравним с последующим вкладом Украины и даже всего мирового сообщества.
- Вы разобрались в причинах катастрофы?
- Да, и я потом на научно-техническом совете в институте докладывал о причинах аварии и о том, что там происходит. Такого не должно было быть ни при каких обстоятельствах.
Полностью статья опубликована в журнале
"Основы безопасности жизнедеятельности" №4 2006 г.