Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Diam nonummy nibh!

Duis autem vel eum iriure dolor in hendre!

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diam nonummy nibh euismod tincidunt ut laoreet dolore magna aliquam erat volutpat.

Lorem >>

Ipsum factorial non deposit quid pro quo hic escorol. Olypian quarrels et gorilla congolium sic ad nauseum.

Lorem >>

ADIPISCING ELIT

Возрождение патриотических ценностей в процессе обучения сегодняшней школы



Н.Дьяченко, учитель СШ № 1 г. Ростова-на-Дону, соискатель кафедры педагогики РГПУ

Долг, совесть, чувство ответственности перед Родиной — эти слова для сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как нечто неопределенное, аморфное. И виноваты в этом не они, а мы, взрослые, которые очень часто допускают грубые ошибки, приводящие к ужасающим результатам, таким, как безразличие ко всему, эгоизм, черствость, а самое страшное - чувство безответственности перед Родиной.
Очень часто термин «Родина» вообще не может четко в сознании школьников найти правильные ассоциации, верные определения. При вопросе: «Что такое Родина? », дети приводят примеры — дом, страна. Дальнейшие ассоциации с Родиной необходимо подсказывать с помощью наводящих вопросов, потому что тяжелы для понимания слова «Родина» такие понятия, как собственная улица, клумба с цветами, дерево в сквере, город, где ты родился, Москва - как столица нашей страны.
Чувство долга перед Родиной вызывает целую дискуссию на уроке. Для многих школьников эти два понятия несопоставимы, они не могут их принять, так как за свою короткую жизнь слышали от нас, из СМИ, а также встречают в обыденной жизни лишь негатив, связанный с их Родиной. Но взрослому, обладающему аналитическим мышлением, понятно, что негатив - это обратная сторона всякой действительности, что положительных, хороших явлений больше, только надо об этом почаще детям говорить.
Так, краеугольным камнем вопроса «долга перед Родиной» встает дилемма о том, что долг может быть только перед тем, кто что-то давал. И вот ученики спорят о том, что они ничего не получили и поэтому отдавать ничего никому не надо. Оказывается, они и не догадываются, что государство платит за их учебу в школе, пребывание в садике, лечение в поликлинике. За постоянными разговорами «на кухне» между родственниками о насущных проблемах (маленькое детское пособие, платные кабинеты врачей, большие затраты на обучение) мимо сознания наших детей мимолетно и незаметно проходят проблемы в масштабе страны.
Заполнить этот пробел, возникший в последние годы, должна школа, конечно, с помощью и государства, и общественности. Но ведь проблема стоит очень остро и касается всех граждан нашей страны, независимо от возраста.
Сейчас в школе резко меняется парадигма воспитания в сторону личностно-ориентированного образования, которое «не только вооружает человека знаниями, умениями, навыками, но и помогает ему в решении его жизненных, личных проблем» (Бондаревская Е.В. Учителю о личностно-ориентированном образовании. Ростов-на-Дону, «РГПУ», 1998 г. - с.3.).
Исходя из этого, можно говорить о том, что в школе, в частности на уроках (и не только на истории, обществознании), в ходе внеклассных мероприятий, в личных беседах учителя с учащимися не только необходимо поднимать данные проблемы, но и обсуждать их, пытаться решить.
Надо планировать такие мероприятия, которые некоторые учителя могут воспринять как слишком уж идеологические (хотя идеология в меру просто необходима), - это совместный просмотр фильмов о Великой Отечественной войне. Почему совместный? Сами ученики дома наверняка не станут их смотреть. Причина — не отрицательное отношение к событиям или героям, а так как фильм черно-белый, без спецэффектов. Надо сказать огромное спасибо режиссерам, снявшим современные фильмы о войне 1941-1945 годов, с их помощью те давние события должны сохраниться в памяти у молодого поколения. Ведь не зря в пословице говорится: «Как только народ забывает предыдущую войну, сразу же начинается новая». Не просматривается ли данная закономерность в нашей истории?
Многие педагоги и психологи всегда отмечали высокую эффективность в преподнесении материала вместе с музыкальными произведениями. Обладая высокой технической оснащенностью, многие школы могли бы позволить себе трансляцию на переменах песен времен войны, послевоенных лет, можно взять и 1960-80-е годы. Может вначале это бы вызвало у школьников протест, смех («ведь старье»), но впоследствии уже эта музыка не будет казаться им такой чужой.
Хочу привести пример из собственного опыта, заканчивая по истории тему «Великая Отечественная война», вместо пресловутого контрольно-проверочного урока мы вместе с ребятами слушали музыку времен войны. Обидно и горько мне было услышать, что из всех песен им известна только «Катюша». На следующем уроке школьники с оживлением обсуждали музыкальные композиции и сами предложили мне в конце каждой крупной темы устраивать такой урок с музыкой, относящейся к определенной эпохе.
Одна из наиболее злободневных тем - это служба в армии, ведь некоторые уклоняются от нее. Опять повторюсь, если скажу, что вижу здесь вину и нашу, педагогов. В наших руках - огромная сила, которая поможет сдвинуть эту проблему с места. Это и классные часы по темам «Великие полководцы», «Герои России - наши земляки», и встречи с ветеранами, и с молодыми людьми, отслужившими в армии, и экскурсии в воинские части (думаю, командиры частей и, в частности, военкомы будут в этом заинтересованы).
А самое главное - необходимо готовить наших детей к защите Родины. Научить их уважению к себе и людям, находящимся рядом, достойному поведению. Недаром говорят: «Армия - это лицо общества». И я с этим полностью согласна. Присмотритесь к детям на перемене, к стилю их общения между собой, а на уроке займите пять минут и расскажите, что вы увидели. Деление на группы, унижение слабых, младших, применение физических мер друг к другу, притом жестоких.
Пересказав ученикам всё, что я увидела, прошу ответить на вопрос: «А чем сейчас ваше поведение отличается от дедовщины, которой вы так боитесь?»
В ответах на него дети пытаются всячески оправдать себя, но я всегда привожу один и тот же аргумент: «Отличие есть лишь в одном - сейчас обиженный вами мальчик пойдет домой, где его уже ждет вкусно приготовленная мамой еда, телевизор, своя постель, а вечером придут родственники, и он даже не станет им рассказывать, что произошло в школе. А завтра всё забудется. Но в армии, вот так же смехом, как вам кажется, обидев человека, вы можете его довести до самоубийства, потому что рядом не окажется даже вещи, близкой ему, вокруг всё чужое».
По поводу армии в середине 1990-х годах, будучи еще студенткой, я услышала, как депутат (к сожалению, не помню фамилию) с экрана телевизора сказал, что «армия нам больше не нужна, так как нам не с кем воевать». Неужели мы никогда не будем учиться на ошибках, неужели не вспомним уроки войн в России и СССР? Необходимо понять, что так относиться к собственной армии нельзя. Читатели простят мне, если я приведу еще одну пословицу: «Народ, который не хочет кормить свою армию, - будет кормить чужую».
Несомненно, такие понятия, как долг, совесть, чувство ответственности необходимо объяснять и на уроках. Чтобы ученики не воспринимали эти слова, как чужие их слуху, следует включать аспект переживания, который может соединить чувства личные, присущие для ребенка в его повседневной, сегодняшней жизни, казалось бы, такой далекой от многих давних исторических эпох. Сделать это можно с помощью «создания условий для переживания тождества жизни ребенка сегодня и исторического события», которое подробно рассмотрено у В.В.Шогана в методике модульной технологии в личностно-ориентированном образовании (Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г. - с. 117).
Так, начиная тему «Тыл в годы Великой Отечественной войны», учитель может спросить у школьников: «Сколько часов в день они находятся в школе, сколько времени готовят уроки, а сколько общаются с друзьями и просто отдыхают?» Отвечая на эти вопросы, ученики и не задумываются - зачем они заданы. Но учитель начинает рассказывать новую тему с вклада подростков в Победу, рассказывает об их тяжелой нагрузке, и только здесь дети осознают все тяготы, которые пережили их ровесники, работая в тылу. И так личностно подойти можно к каждой теме урока и по любому предмету.
В решении данных проблем в сегодняшнем воспитании все зависит от наших не только возможностей, а самое главное - от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны, людьми с глубокими корнями, с развитым чувством ответственности перед Родиной. А методы, технологии учитель, чувствующий на себе ответственность за молодое поколение и за будущее нашей страны, найдет и подберет для своих питомцев. Таким настоящим учителям я желаю искренне успеха.

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №6 2006 г.