Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Diam nonummy nibh!

Duis autem vel eum iriure dolor in hendre!

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diam nonummy nibh euismod tincidunt ut laoreet dolore magna aliquam erat volutpat.

Lorem >>

Ipsum factorial non deposit quid pro quo hic escorol. Olypian quarrels et gorilla congolium sic ad nauseum.

Lorem >>

ADIPISCING ELIT

Понедельник - день тяжелый (пожар во Владивостоке: спасаясь от огня, женщины
выпрыгивали из окон восьмого этажа)


В.Шолох, наш спец. корр.

Понедельник — день тяжелый. День 16 января в этом плане не стал исключением, напротив, только лишний раз подтвердил эту невесть кем открытую истину. Позади у людей были затяжные новогодние каникулы, закончившиеся 10 января, но вновь продолжившиеся 13-15-го в связи с празднованием старого Нового года. Поэтому для 100-процентной настройки на рабочий лад кому-то еще требовалось определенное время. Некоторые коллективы впервые за минувшие полмесяца собрались в полном составе. Их сотрудники в известной мере соскучились друг по другу, были не прочь пообщаться, обменяться информацией о проведенном досуге и только ждали перерыва, чтобы за чашкой чая, кофе или под сигаретный дымок, как говорится, посплетничать. Перерыв был нужен и тем, кто, утомленный отдыхом, наконец, дорвался до работы и с утра уже успел переделать кучу дел.
В организациях, где «время - деньги» и отвлечься от работы разрешается только в установленный час, 11 утра - наиболее распространенный срок первого законного перекура. И люди «курили» - в прямом и переносном смысле. Примерно так могло быть в Приморском отделении Дальневосточного отделения Сбербанка России, располагавшемся на 7-9-х этажах в 9-этажном здании «ДВ Промстройниипроект» на проспекте Красного знамени, 59, во Владивостоке. Что в действительности произошло в названное выше время или около того и стало причиной последовавшей затем жуткой трагедии, к настоящему времени доподлинно неизвестно. Но факт остается фактом: начался пожар.
Есть версия, что кто-то из куривших на лестничной площадке бросил непогашенный окурок, нимало не заботясь, куда тот полетел и что с ним стало, а по соседству находился самовольно устроенный архив Сбербанка. Возможно, конечно, и то, что от перегрузки заискрила электропроводка. Неисправная проводка действительно нередко служит источником возгораний. Вместе с тем, наверное, порой она без вины виновата и сносит обвинения только потому, что безмолвна, оправдываться или доказывать свое алиби не может. Вот и в данном случае при выяснении причин пожара сразу же заговорили о проводке. И нашли убедительное объяснение ее «виновности»: дескать, после полумесячного бездействия все сотрудники включили разом свои компьютеры и принтеры, чайники и обогреватели (на улице было около 20 градусов мороза). Мол, отсюда всё и пошло.
Такое, конечно, бывает, но здание-то ведь почти новое - построено только в 1994 году, к тому же предназначалось не для какой-либо заштатной конторы, а для Промстройниипроекта! (Правда, в эксплуатацию оно принималось, мягко говоря, на «привилегированных условиях» - без Госпожнадзора.) Это теперь здание стало своего рода вавилонской башней, этаким офисным муравейником, у которого появилось свыше двадцати хозяев и ста арендаторов. Не мудрено, что при таком перенаселении здесь трудно было обеспечивать единый порядок и добиваться соблюдения всеми «жильцами и постояльцами» правил разумной жизнедеятельности, требований пожарной безопасности. Если у одного здания много хозяев, оно, как и дитя у семи нянек, без глаза и без догляда.
Вот так и случилось, что когда запахло горелым, сотрудники, почувствовавшие дымок, никак не отреагировали — даже не выглянули из кабинетов, полюбопытствовать, что происходит. Ограничились предположениями, типа, в курилке бумага в урне горит или у соседей ведутся какие-то работы. Похоже, природный инстинкт самосохранения у многих из нас утрачен навсегда. Как правило, большинство людей более чем на себя рассчитывают на других и запоздало вспоминают ироничный по форме, но серьезный по сути лозунг о том, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих - прежде всего.
Резонно было ожидать, что первой обнаружит опасность и насторожится охрана офиса Сбербанка. Однако на практике вышло иначе. О дыме, струящемся в щели из-за дверей на правой лестничной клетке (если смотреть на фасад здания), охраннику на 8-м этаже примерно в 12.10 сообщил один из сотрудников Сбербанка. Тогда охранник спустился по левой лестничной клетке на 7-й этаж и открыл ключом дверь в перегородке, изолировавшую помещения банка и преграждавшую путь эвакуации. Как и кого он оповещал, достоверно сказать не можем - знаем лишь то, что по «01» он не звонил и что работники банка начали экстренно покидать здание. Впрочем, не все.
По некоторым данным, часть людей, повинуясь не то инструкциям и собственному долгу, не то приказу начальников, еще какое-то время убирала в сейфы или собирала для выноса важные документы, медлила с собственными сборами — пусть ничтожную малость: минуту, две... Но, как известно, в чрезвычайной ситуации они становятся роковыми, стоят кому-то жизни. Так произошло и сейчас — непроницаемый, плотный, как вата, черный дым и огненный вал экспрессом катили по коридорам и по лестничной клетке.
Люди в кабинетах восьмого этажа правой части здания, оставшиеся на своих местах, были блокированы густым едким дымом и пламенем, они могли рассчитывать только на чудо. Но откуда же было его ждать, если в службу спасения «01» до сих пор еще никто не сообщил. Перепуганные и задыхающиеся люди в лучшем случае звонили близким: «Помогите... погибаем... прощайте!», что понять можно. Но нельзя понять тех, кто благополучно высыпал из здания на улицу, но не вспомнил о своем мобильнике в кармане и телефоне «01». Таким образом, самое главное правило, которому учат даже дошколят, - первым делом сообщить о случившемся пожарным, выполнено не было. Ситуация драматически развивалась, а пожарные и спасатели все еще оставались в неведении о происходящем.
Поразительно, но и в самом здании, где уже вовсю бушевал огонь и шла эвакуация, не все знали о случившемся. Сообщалось, что даже руководство банка узнало о пожаре якобы только после мобильного звонка одному из его представителей, полученного из города. Звонивший интересовался у приятеля: мол, в самом ли деле у вас всё так страшно горит, как рассказывают сейчас по телевизору?
Между тем телевидение уже действительно показывало людей, выгнанных бушующим пламенем и отравляющим черным дымом на подоконники и молящих о помощи. Потом, много позже чудовищной развязки тех событий, именно на этот факт обращали внимание пожарные - полчаса идет пожар, его видит масса людей, снимают репортеры и телеоператоры, но никто не звонит по «01»! Об этом люди даже не задумываются, все надеются, что это уже сделал кто-то другой. Удивительно, что при столь явной драматичности происходящего, когда у каждого наблюдающего это рука должна бы автоматически тянуться к телефону, когда диспетчер службы «01» должен был получить шквал звонков, позвонили всего три человека, из них два — уже после прибытия пожарных к злополучному зданию.
Только один очевидец в начале происшествия отреагировал правильно: заметил недоброе и позвонил. Но он лишь снаружи видел картину беды и не мог представлять реальные ее масштабы и нюансы. Он сообщил о дыме и пламени в окнах «Промстройниипроекта». И диспетчер тут же отправила по указанному адресу дежурный караул ближайшей пожарной части на автоцистерне. При подъезде к месту пожара начальник караула, увидев людей в окнах горящих помещений, лично оценил обстановку, повысил номер пожара до максимального — «сбор всех сил гарнизона!» - и запросил автолестницы. Но время уже явно работало против несчастных людей: первая красная машина еще только въезжала на площадку перед зданием, а из окна восьмого этажа уже падала женщина. Первая жертва...
Потом в течение нескольких минут испепеляющий огонь вытолкнул из окон новых жертв -двух женщин, потом еще одну. Из окна восьмого этажа тыльной стороны здания выбросились четыре женщины, из которых три погибли на месте. Еще две женщины, уцепившись за веревки рекламного баннера под извергающим огонь и дым окном восьмого этажа, отчаянно балансировали на них, пытаясь удержаться. Их жизни едва ли не в буквальном смысле были на волоске. Но вдруг очередной выплеск пламени из окна выбросил на этих женщин порцию горящих осколков, видимо, сильно ожегших их и заставивших инстинктивно разжать руки...
Через полчаса после принятия диспетчером службы спасения «01» сообщения о пожаре на его ликвидацию прибыла большая часть противопожарных сил гарнизона — эх, если бы кто-то позвонил на эти полчаса раньше! Всего же на месте чрезвычайной ситуации работали 136 сотрудников ГПС и около 30 специальных машин, в том числе 5 автолестниц и один коленчатый подъемник, местные поисково-спасательные службы, три бригады Центра медицины катастроф и 16 бригад скорой помощи, большое количество сотрудников ГИБДД и др. На пожаре было спасено 102 человека, из них 86 по автолестницам и 16 - звеньями газодымозащитников внутри здания.
Однако 9 человек погибли, более 23 человек получили травмы, в том числе очень тяжелые. Это, как и сам пожар, стало поводом для митинга жителей города, где раздавались резкие оценки всем подряд - правым и виноватым. Хотя официальных заключений и выводов пока нет, ибо обстоятельства случившегося еще тщательно изучаются прокуратурой. Кто виноват - скажет она. Несомненно, учтя все аспекты и нюансы происходившего. По нашим сведениям, уже опрошена не одна сотня свидетелей тех событий и действий либо бездействия причастных к ним лиц.
Вместе с тем установление виновных в пожаре и гибели людей решит только один вопрос - об ответственности за происшедшее. А вопросов много. Ведь пожары, как известно, происходят в стране ежедневно - в среднем по 600 в день и при этом погибает по 50-60 человек.
Кто виноват во всем этом? Может быть, все мы с вами, и те, кто рядом с нами? Кто курит и швыряет непотушенные сигареты куда попало - под ноги, в мусор, в траву. Кто не обращает на это внимания. Кто «нагружает» одну электророзетку десятком энергопотребителей. Кто загромождает коридоры всяким хламом, готовым вспыхнуть в один момент. Кто перекрывает эвакуационные выходы. Кто посылает инспектора Госпожнадзора с его требованиями подальше - явно или держа кукиш в кармане. Кто до сих пор не знает, что при возникновении возгорания надо немедленно вызывать пожарных, а уж потом пытаться тушить огонь, если уверен, что это тебе по силам. Кто...
Обо всем этом и владивостокском пожаре мы еще поговорим в последующих публикациях. Есть о чем поговорить.

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №2 2006 г.